Статьи: Как составить претензию?
Одним из условий договора (поставки, оказания услуг и др.) может быть условие об обязательном претензионном порядке разрешения споров. Например, может быть указано, что споры и разногласия по заключенному договору будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами; также может быть установлен срок рассмотрения предъявляемых стороной претензий. В некоторых случаях направление контрагенту претензии обязательно в силу указания закона – например, по договору перевозки груза (см. ст. 797 ГК РФ). Главное значение обязательного претензионного порядка заключается в том, что, согласно процессуальному законодательству, при его несоблюдении сторона лишается права обращения за разрешением спора в суд. Преимуществом претензионного порядка является то, что стороны пытаются урегулировать разногласия своими силами, без судебных расходов; недостатком – некоторое «затягивание» процесса решения спора.
Итак, договором предусмотрен обязательный претензионный порядок, и между вами и Вашим контрагентом по договору возникла спорная ситуация. Как грамотно составить претензию?
Оформление претензии как документа аналогично оформлению заявлений от юридического лица: указываются реквизиты отправителя и получателя претензии; заголовок текста – «Претензия».
В начале документа (описательная часть) необходимо указать на факт заключения договора (указывается номер, дата), а также на краткое содержание прав и обязанностей сторон по договору (доставить груз; оплатить доставку). Далее необходимо описать выполнение вами ваших обязательств по договору и сослаться на документы, подтверждающие данный факт (например, факт поставки товара подтвердить актом приема-передачи). Эти документы обязательно прилагаются к претензии.
Затем, со ссылкой на конкретный пункт договора, необходимо указать на ту обязанность, которую контрагент, по вашему мнению, не исполнил. Чаще всего, это оплата товара или услуги; в таком случае обязательно указание конкретной суммы, подлежащей выплате контрагентом. Дальше указывается, что контрагент не исполнил эту обязанность или не исполняет ее в течение определенного срока (можно ссылаться не только на пункт договора, но и на соответствующую статью гражданского кодекса). Здесь также требуется ссылка на соответствующие документы; например, в случае просрочки оплаты по договору – выставленные счета. Таким образом, в претензии указывается конкретная сумма долга контрагента (или неисполненного обязательства, если требование не подлежит оценке) по состоянию на день составления претензии. В претензии также указывается, что контрагент не имеет к вам претензий по соответствующим обязательствам, вытекающим из этого же договора, если таких претензий от него не поступало.
Как правило, в договорах устанавливается неустойка за просрочку обязательств. Со ссылкой на соответствующий пункт договора или, если договорная неустойка отсутствует, на статью гражданского кодекса, необходимо заявить об обязанности контрагента уплатить сумму неустойки. Также следует привести расчет суммы неустойки.
В резолютивной части претензии, начинающейся словами «требую», перечисляется: 1) требование исполнения обязанности в определенный срок; 2) требование уплаты неустойки; 3) иные требования (в зависимости от спора). В последнюю очередь указывается на то, что при невыполнении указанных вами требований, вы обратитесь в суд.
Наконец, следует перечисление документов, подтверждающих ваши требования (приложения). В конце документа ставятся реквизиты – дата, подпись уполномоченного лица, печать организации.
Претензия должна быть вручена получателю претензии. Вручая претензию стоит получить доказательства ее вручения (могут потребоваться в суде, если решить спор предъявлением претензии не получится). Вручить претензию можно лично передав ее организции (под роспись ответственного лица с проставлением даты получения и печати организации) или направив почтовым отправлением. Для отправки почтой лучше подойдет ценное письмо, так как его можно сопроводить описью, в которой указать, что отправлена претензия.
автор статьи Анастасия Масалова
|
Насколько данная статья была Вам полезна:
Рейтинг: 4.2
Всего голосов: 5